СоТворилки
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Составление композиции для вышивки...

Слово «композиция» происходит от латинского слова composition - сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок.

Композиция наиболее творческая сторона деятельности художника. Существуют определённые принципы, общие закономерности, пользуясь которыми можно сознательно корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаза пропорций, гармоничности построения.

Узорами украшают различные предметы, а значит, он всегда располагается в замкнутом пространстве, за редким исключением, например обои.

В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение узора, но каков бы ни был узор, он крепко связан с формой предмета, которую он украшает, и отвечает цели, для которой он предназначен. Нельзя узор с круглого предмета перенести на квадратную форму или наоборот. Узор всегда надо приспособить к нужной вам форме: к квадрату, кругу, прямоугольнику и т.п. (рис.13-15).

Изменить узор несложно, если знать некоторые правила. Эти правила подходят для предметов любой формы.

Последовательность выполнения узора в ограниченном пространстве.

1. Обычно в композиции по краям изделия оставляют пустое место – поля. С разметкой полей начинается работа над эскизом. Для изделия средних размеров выбираются поля шириной от 2,5 до 4см. Обрамлённую такими полями площадь – рабочее полеможно целиком заполнить узором (рис. 1).

2. Узор часто оформляют орнаментальной полосой – каймой (ширина каймы произвольная). Орнаментальная полоса придаёт композиции единый стиль и цельность. Большое значение для композиции имеет также выделение углов с помощью каймы, ведь кайма может проходить не по всему периметру изделия.

Кайму располагают по контуру рабочего поля (рис. 2). И тогда между каймой и будущим узором оставляют новые поля, и рисуется (чертится) новое рабочее поле. Ширина полей зависит от размеров отдельных элементов, густоты узора и замысла художника (рис. 3), но не меньше 1см.

3. Если рисунок не будет заполнять всё рабочее поле, тогда на нём первоначально следует определить место узора. Одновременно с решением этой задачи определяется размер узора, и проводятся его границы (вспомогательные линии) в пределах которых рисуется узор.

4. В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение границы узора могут меняться. Но при этом хотя бы одна граница узора должна повторять форму изделия (рис. 4).

5. При построении композиции и размещении узора используют дополнительные вспомогательные линии: оси симметрии, горизонтали и вертикали, помогающие найти место для различных частей узора. Для того чтобы точно правильно вписать узор в намеченное пространство, надо расположить его так, чтобы некоторые элементы узора соприкасались с вспомогательными линиями, ограничивающими заданное пространство, но не выходили за них (рис. 5).

6. Варьируя расположение фигур на плоскости, следует подобрать наиболее интересное решение. Можно попробовать изменить взаимные размеры фигур: уменьшить или увеличить отдельные детали. Чёткие формы цветов и листьев группируются по-новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника.

В узорах цветы, листья и ягоды не соприкасаются друг другу, не перекрывают друг друга. Элементы узора распределяются в заданном пространстве равномерно, таким образом, чтобы фон (свободное пространство между элементами узора) не смотрелся «проплешинами» и становился частью узора. После некоторых перестановок элементов, изменения их размеров выбирают окончательный вариант композиции.

Трансформация узора:

Например:

Выбран рисунок (узор):

рис. 6.

Преобразуем выбранный узор и разместим (впишем) его:

· в угол;

· в центральную часть будущего изделия;

· вдоль прямой линии.

В первую очередь определить расположение оси симметрии в узоре и провести ее по узору.

Оформляем уголок изделия. В этом случае есть два варианта:

1. Первый вариант: ось выбранного рисунка совместить с биссектрисой угла. Тогда боковые цветы надо сместить вдоль вспомогательных линий, и в самом углу добавить небольшой элемент для заполнения пустого пространства (рис. 7).

Добавленные и передвинутые элементы узора на рисунке имеют тёмный цвет.

рис. 7.

2. Второй вариант: ось выбранного рисунка наклонена произвольно. Тогда часть рисунка, выходящая за намеченные границы удаляется, и узор дополняется другими элементами (рис.8).

рис. 8.

Располагаем узор в центральной части изделия:

Ось выбранного рисунка совместить с осью изделия или диагональю и выполнить зеркальное отображение взятого рисунка. Можно повторить некоторые элементы рисунка (или нарисовать свои) для «связки» двух половинок (рис. 9).

рис. 9.

Располагаем рисунок вдоль прямой линии.

В этом случае есть несколько вариантов:

1. Ось выбранного рисунка расположить перпендикулярно прямой линии и некоторые части рисунка сдвинуть или добавить новые (рис 10).

рис. 10.

2. Ось выбранного рисунка расположить под углом 45˚ к горизонтали и выполнить зеркальное отображение этого рисунка. Можно добавить новый центральный цветок и др. небольшие элементы (рис.11).

рис. 11.

3. Ось выбранного рисунка расположить под небольшим наклоном к прямой линии и выполнить зеркальное отображение этого рисунка. Внести необходимые изменения (рис. 12).

рис. 12.

Последовательность выполнения эскиза:

1. На листе начертить форму изделия;

2. Начертить рабочее поле, кайму;

3. Определить размеры узора и провести границы будущего узора и необходимые вспомогательные линии;

4. Взять кальку перенести на нее границы узора, вспомогательные линии;

5. Выбрать понравившиеся элементы из готовых композиций, эскизов, книжек, зарисовок;

6. Подставить понравившийся рисунок в заданные границы с учётом особенностей (для этого можно некоторые элементы повернуть, передвинуть, повторить или убрать) и обвести весь рисунок или его часть;

7. Внести необходимые изменения;

8. Из кальки вырезать узор по заданным границам;

9. Наклеить кальку на эскиз;

10. И последнее - разработать эскиз в цвете.

Размещение узора в квадрате:

рис. 13.

Размещение узора в круге:

рис. 14

Размещение узора в прямоугольнике:

рис.15.

И так, основные правила составления композиции:

· Композиция – структура произведения, согласованность всех частей, отвечающих его содержанию.

· Узор связан с формой предмета, которую он украшает.

· По краям оставить пустое пространство – поля. Для изделия средних размеров выбираются поля шириной от 2,5 до 4см.

· Рабочее полеможно целиком заполнить узором.

· Узор часто оформляют орнаментальной полосой – каймой. Между каймой и будущим узором оставляют новые поля, не меньше 1см.

· Если узор не заполняет всё рабочее поле, и располагается не в центре, тогда хотя бы одна граница узора должна повторять форму изделия.

· При размещении узора проводят дополнительные вспомогательные линии: оси симметрии, горизонтали и вертикали,

· Некоторые элементы узора должны соприкасаться со вспомогательными линиями – контуром узора, но не выходили за их пределы.

· В узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright Макарова И.А. Фадеева С.В2011 Сделать бесплатный сайт с uCoz