Составление композиции для вышивки...
Слово
«композиция» происходит от латинского слова composition
- сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок.
Композиция
наиболее творческая сторона деятельности художника. Существуют определённые
принципы, общие закономерности, пользуясь которыми можно сознательно
корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаза пропорций,
гармоничности построения.
Узорами
украшают различные предметы, а значит, он всегда располагается в замкнутом
пространстве, за редким исключением, например обои.
В зависимости
от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение
узора, но каков бы ни был узор, он крепко связан с формой предмета, которую он
украшает, и отвечает цели, для которой он предназначен. Нельзя узор с круглого
предмета перенести на квадратную форму или наоборот. Узор всегда надо
приспособить к нужной вам форме: к квадрату, кругу, прямоугольнику и т.п.
(рис.13-15).
Изменить узор
несложно, если знать некоторые правила. Эти правила подходят для предметов любой
формы.
Последовательность
выполнения узора в ограниченном пространстве.
1. Обычно
в композиции по краям изделия оставляют пустое место – поля. С разметкой полей
начинается работа над эскизом. Для изделия средних размеров выбираются поля
шириной от 2,5 до 4см. Обрамлённую такими полями площадь – рабочее
поле – можно целиком заполнить узором (рис. 1).
2. Узор
часто оформляют орнаментальной полосой – каймой (ширина каймы
произвольная). Орнаментальная полоса придаёт композиции единый стиль и
цельность. Большое значение для композиции имеет также выделение углов с
помощью каймы, ведь кайма может проходить не по всему периметру изделия.
Кайму
располагают по контуру рабочего поля (рис. 2). И тогда между каймой и
будущим узором оставляют новые поля, и рисуется (чертится) новое рабочее поле.
Ширина полей зависит от размеров отдельных элементов, густоты узора и замысла
художника (рис. 3), но не меньше 1см.
3. Если
рисунок не будет заполнять всё рабочее поле, тогда на нём первоначально следует
определить место узора. Одновременно с решением этой задачи определяется размер
узора, и проводятся его границы (вспомогательные линии) в пределах
которых рисуется узор.
4. В
зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение границы
узора могут меняться. Но при этом хотя бы одна граница узора должна повторять
форму изделия (рис. 4).
5. При построении композиции и
размещении узора используют дополнительные вспомогательные линии: оси симметрии,
горизонтали и вертикали, помогающие найти место для различных частей узора. Для
того чтобы точно правильно вписать узор в намеченное пространство, надо
расположить его так, чтобы некоторые элементы узора соприкасались с
вспомогательными линиями, ограничивающими заданное пространство, но не выходили
за них (рис. 5).
6. Варьируя расположение фигур
на плоскости, следует подобрать наиболее интересное решение. Можно попробовать
изменить взаимные размеры фигур: уменьшить или увеличить отдельные детали.
Чёткие формы цветов и листьев группируются по-новому и заполняют полосу или
плоскость, подчиняясь замыслу художника.
В узорах цветы,
листья и ягоды не соприкасаются друг другу, не перекрывают друг друга. Элементы
узора распределяются в заданном пространстве равномерно, таким образом, чтобы
фон (свободное пространство между элементами узора) не смотрелся «проплешинами»
и становился частью узора. После некоторых перестановок элементов, изменения их
размеров выбирают окончательный вариант композиции.
Трансформация узора:
Например:
Выбран рисунок
(узор):
рис. 6.
Преобразуем выбранный узор и
разместим (впишем) его:
· в угол;
· в центральную часть
будущего изделия;
· вдоль прямой
линии.
В первую очередь определить расположение оси симметрии в
узоре и провести ее по узору.
Оформляем уголок изделия. В
этом случае есть два варианта:
1. Первый вариант: ось выбранного
рисунка совместить с биссектрисой угла. Тогда боковые цветы надо сместить вдоль
вспомогательных линий, и в самом углу добавить небольшой элемент для заполнения
пустого пространства (рис. 7).
Добавленные и передвинутые
элементы узора на рисунке имеют тёмный цвет.
рис. 7.
2. Второй вариант: ось выбранного
рисунка наклонена произвольно. Тогда часть рисунка, выходящая за намеченные
границы удаляется, и узор дополняется другими элементами (рис.8).
рис. 8.
Располагаем узор в центральной
части изделия:
Ось выбранного рисунка совместить с
осью изделия или диагональю и выполнить зеркальное отображение взятого рисунка.
Можно повторить некоторые элементы рисунка (или нарисовать свои) для «связки»
двух половинок (рис. 9).
рис. 9.
Располагаем рисунок вдоль прямой
линии.
В этом
случае есть несколько вариантов:
1. Ось выбранного рисунка
расположить перпендикулярно прямой линии и некоторые части рисунка сдвинуть или
добавить новые (рис 10).
рис. 10.
2. Ось выбранного рисунка
расположить под углом 45˚ к горизонтали и выполнить зеркальное отображение этого
рисунка. Можно добавить новый центральный цветок и др. небольшие элементы
(рис.11).
рис. 11.
3. Ось выбранного рисунка
расположить под небольшим наклоном к прямой линии и выполнить зеркальное
отображение этого рисунка. Внести необходимые изменения (рис. 12).
рис. 12.
Последовательность выполнения
эскиза:
1. На листе начертить форму
изделия;
2. Начертить рабочее поле, кайму;
3. Определить размеры узора и
провести границы будущего узора и необходимые вспомогательные линии;
4. Взять кальку перенести на нее
границы узора, вспомогательные линии;
5. Выбрать понравившиеся элементы
из готовых композиций, эскизов, книжек, зарисовок;
6. Подставить понравившийся
рисунок в заданные границы с учётом особенностей (для этого можно некоторые
элементы повернуть, передвинуть, повторить или убрать) и обвести весь рисунок
или его часть;
7. Внести необходимые
изменения;
8. Из кальки вырезать узор по
заданным границам;
9. Наклеить кальку на эскиз;
10. И последнее - разработать эскиз в
цвете.
Размещение узора в
квадрате:
рис. 13.
Размещение узора в
круге:
рис.
14
Размещение узора в
прямоугольнике:
рис.15.
И так, основные правила составления
композиции:
· Композиция –
структура произведения, согласованность всех частей, отвечающих его
содержанию.
· Узор связан с формой
предмета, которую он украшает.
· По краям оставить
пустое пространство – поля. Для изделия средних размеров выбираются поля шириной
от 2,5 до 4см.
· Рабочее поле –
можно целиком заполнить узором.
· Узор часто оформляют
орнаментальной полосой – каймой. Между каймой и будущим узором оставляют новые
поля, не меньше 1см.
· Если узор не
заполняет всё рабочее поле, и располагается не в центре, тогда хотя бы одна
граница узора должна повторять форму изделия.
· При размещении узора
проводят дополнительные вспомогательные линии: оси симметрии, горизонтали и
вертикали,
· Некоторые элементы
узора должны соприкасаться со вспомогательными линиями – контуром узора, но не
выходили за их пределы.
· В узорах цветы,
листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой.
|